Воздействие цветов на человека

Первое, на что мы реагируем - это цвет. Цвет может обладать очень сильным психологическим воздействием. Цвет подсознательно влияет на наш выбор.

Нас окружает отражающийся от различных поверхностей световой поток, который, в отличие монохроматического освещения, влияет больше эмоционально-психологически, чем физиологически.Сильное цветное раздражение вызывает ответную реакцию человеческого организма. Так, доказана зависимость восприятия температуры от окружающих цветовых тонов. Например, в холодном (сине-зеленом) помещении та же температура ощущается на 3—4 градуса ниже, чем в теплом (красно-оранжевом).

Красный – самый броский и привлекающий к себе внимание цвет. Ярко-красные детали заставляют обратить внимание даже на самое нейтральное окружение, поэтому дизайнеры часто представляют свои новые идеи и проекты в красном цвете. Он тёплый, активный и агрессивный, часто ассоциируется с опасностью (красный цвет светофора, пожарной машины).При красном монохроматическом свете поднимается кровяное давление, учащается пульс, дыхание, возрастает количество миганий в минуту. Поглощение красного и инфракрасного света гемоглобином повышает температуру тела и создает ощущение тепла. Поднимается содержание сахара в крови, активизируется гормональная деятельность. Скорость реакций мышц увеличивается в среднем на 12 %, возрастает сила давления рук. Возрастает количество адреналина, что сопровождается оживлением системы кровообращения.Психологически красный является раздражающим и возбуждающим, в зависимости от человека и обстановки он может активизировать и придать сил, жизнерадостности, способствовать общению или же вызвать обеспокоенность и нервозность.
Благодаря стимулирующему раздражению красный цвет создает прекрасную атмосферу для возникновения идей, но не для их претворения в жизнь. Рекомендуется избегать красного в нервные и агрессивные периоды. Под влиянием красного переоценивается время и вес кажется тяжелее. Красно-оранжевый считается самым эротическим цветом, он ухудшает способность к сосредоточению и способствует возникновению туманных мыслей. Спокойным и симпатичным считается темно-красный, который способствует созданию праздничной и солидной обстановки.

Желтый самый светлый, лучистый и сверкающий цвет. Символ тепла, оптимизма и радости. Может быть как тёплым (яичный желток), так и холодным (лимон).Желтые световые лучи возбуждающе действуют на двигательную активность. При этом влияния на кровяное давление не оказывают.Психологически желтый хорош для поднятия настроения и преодоления депрессии, поскольку вселяет надежду и оптимизм. Он возбуждает мозговую деятельность и улучшает восприятие новой информации, привлекает внимание и повышает готовность человека к общению. Одновременно желтый действует утомительно на глаза, и при длительном воздействии снижается сосредоточенность.Желтого рекомендуется избегать при сильном перевозбуждении, когда наблюдается усиленное сердцебиение. Замечено его негативное воздействие при жаре и воспалениях.

Синий самый надежный и любимейший цвет, он ассоциируется с небом и морем, в нем отражаются чистота и спокойствие.Синее монохроматическое освящение снижает кровяное давление, пульс и мышечные реакции замедляется, повышается точность движений. Число миганий в минуту обычно более редкое. Улучшается снабжение кожного покрова кислородом, гормональная деятельность замедляется и снижается количество адреналина. И хотя кровяное давление затем вновь повышается, это происходит очень мягко.Психологически синий создает хорошую рабочую атмосферу — успокаивает, расслабляет нервы, способствует сосредоточенности, создает прекрасный фон для глубоких размышлений и реализации идей. Он хорош и тем, что не утомляет глаза. Поскольку движения человека становятся медленнее, время для него укорачивается. Синее окружение помогает легче справиться с душевными заботами. При перевозбуждении синий успокаивает и действует сдерживающим образом.

Зеленый самый природный и статичный из всех цветов. Он входит в первую тройку любимых цветов. Если любителей синего часто считают мечтателями, то зеленый должен подходить людям уверенным, с сильным чувством реальности.
Тёмно-зелёный ассоциируется с надёжностью, устойчивостью, стабильностью и ростом (цвет денег).Зеленый расширяет капилляры и вызывает в теле чувство теплоты, смягчает раздражение, но при длительном воздействии утомляет. Он возбуждает мозг, способствует росту мышц и тканей, укрепляя тело и одновременно расслабляет. Зеленое окружение, особенно природы, оздоровляет и уравновешивает кровяное давление.


Средний зеленый цвет действует спокойно и нейтрально, он успокаивает, хотя и не так сильно, как синий.В психологическом отношении зеленый, как пробуждающаяся весна, вызывает чувство чистоты, свежести и обновления. При этом он, также как и красный, воздействует по-разному: может вызвать ощущение комфорта или, наоборот, создать плохое настроение (в зависимости от поверхности и интенсивности, конкретного человека и обстановки). Зеленый создает хорошую обстановку при сидячей работе, способствует сосредоточенности и размышлениям.

Белый и черный цвета в разных культурах воспринимаются по-разному. В европейской и российской традиции белый – символ чистоты и невинности, а черный ассоциируется с тайной, консерватизмом, он внушает уважение (черные автомобили чиновников и работников спецслужб).

Серый цвет нейтрален и свободен от эмоциональной реакции на него. Он формален, полон достоинства, от него исходит холодность.
Серебряный же производит впечатление эксклюзивности (автомобилей бизнесменов, модели на автосалонах).

Розовый цвет пассивен, успокаивает и смягчает эмоции, способствует снижению агрессии, а ярко розовый, в котором больше красного - забавен.

Оранжевый цвет поднимает настроение и усиливает творческую активность. Предпочтение ему чаще всего отдают люди, творчески одаренные. Он часто используется в рекламе, так как привлекает внимание.

Голубой цвет производит эффект, схожий с синим. Он успокаивает, создает атмосферу доверия и надежности. Темно-голубой ассоциируется с достоинством, знатностью (голубая кровь), символизирует власть и успех.

Фиолетовый - оказывает подавляющее воздействие, создаёт ощущение мрачности и может вызвать апатию. Вместе с тем его влияние также различно, он вызывает смешанные чувства, из-за чего фиолетовый редко используют в рекламе.

Тёмно-фиолетовый связан с представлением о таинственном и духовном, он серьёзен и благороден, его часто используют в одежде священнослужителей.

Светло-фиолетовый оттенок, цвет лаванды, создаёт ощущение романтической таинственности, он деликатен и спокоен, поэтому иногда используется в рекламе товаров для женщин.В конце напомним, что сочетание цветов имеет самостоятельную психологическую и эмоциональную окраску, не являющеюся механической суммой влияния каждого из них в отдельности. Сочетания сами по себе не являются гарантией успеха, выбор цвета всегда должен соответствовать специфике бизнеса и отражать цветовые предпочтения целевой аудитории.

Отметим, что по степени интенсивности воздействия в порядке убывания цветовые сочетания можно расположить таким образом:

желтый на черном
белый на синем
черный на оранжевом
оранжевый на черном
черный на белом
белый на красном
красный на желтом
зеленый на белом
оранжевый на белом
красный на зеленом